Все новости

Строительство за чужой счёт: имущественный вычет не положен

Если расходы на строительство жилья понесены не налогоплательщиком, а иным лицом, оснований для предоставления имущественных налоговых вычетов не имеется.

В письме Минфина России от 18.06.2019 № 03-04-05/44450 чиновники высказывают вполне здравую мысль: если строительство жилья оплачено чужими средствами, то владелец не имеет права на получение имущественного налогового вычета.

В соответствии с пп. пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение, в частности, следующих имущественных налоговых вычетов:

·         в размере фактически произведённых налогоплательщиком расходов на новое строительство или приобретение на территории РФ жилой недвижимости; 

·         в сумме фактически произведённых налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам или кредитам, фактически израсходованным на новое строительство или приобретение на территории РФ жилой недвижимости, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования указанных выше кредитов. 

В первом случае размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 рублей – пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ. Во втором случае налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведённых налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа или кредита, но не более 3 000 000 рублей – п. 4 ст. 220 НК РФ.

Вместе с тем, п. 5 ст. 220 НК РФ установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство или приобретение на территории РФ жилой недвижимости, покрываемых за счёт:

·         средств работодателей или иных лиц;

·         средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

·         выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ;

·         и в случаях, если сделка купли-продажи жилой недвижимости совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

При этом следует учитывать, что, если расходы на строительство, в частности, квартиры понесены не налогоплательщиком, а иным лицом, оснований для предоставления имущественных налоговых вычетов не имеется.

Нам кажется, что вывод, сделанный чиновниками в конце письма, сформулирован несколько неточно и может ввести в заблуждение.

Предположим, что некое лицо построило жилой дом, но было вынуждено передать его другому жилому лицу в счёт погашения своей перед ним задолженности. Имеет ли приобретатель дома право на получение имущественного налогового вычета? В частных консультациях налоговики сообщали, что ничего незаконного здесь не будет. Для подтверждения факта совершения сделки и получения имущественного вычета необходимо будет только представить договор займа, а также заключить договор переуступки права на квартиру и получить документ, подтверждающий право собственности на квартиру. И хотя приобретатель собственно на строительство не потратил ни копейки, но, тем не менее, для её получения опосредованно использовал собственные средства.

Можно также вспомнить и о договоре мены. Так, в письме Минфина России от 08.04.2014 № 03-04-РЗ/15807 разъяснено, что налогоплательщики имеют право на получение имущественного налогового вычета при приобретении, в частности, комнаты или квартиры, в том числе по договору мены, при условии, что ранее имущественным вычетом не пользовались. (См., также, письмо Минфина России от 03.07.2012 № 03-04-05/7-829).

По нашему мнению, логика здесь достаточно проста: если приобретатель жилой недвижимости вынужден потратить на её приобретение собственные активы, то он имеет право на вычет, исходя из стоимости этих активов. А если никаких собственных активов он на приобретение не потратил, то и на вычет рассчитывать нельзя.

Вопрос: Об имущественном вычете по НДФЛ при строительстве квартиры, если расходы на строительство понесены иным лицом.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 июня 2019 г. N 03-04-05/44450

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 16.04.2019 по вопросу предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

 

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

 

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение, в частности, следующих имущественных налоговых вычетов:

 

имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 рублей;

 

имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 220 Кодекса данный имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей.

 

Вместе с тем пунктом 5 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 Кодекса.

 

При этом следует учитывать, что, если расходы на строительство, в частности, квартиры понесены не налогоплательщиком, а иным лицом, оснований для предоставления имущественных налоговых вычетов не имеется.

 

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

18.06.2019

https://nalog-forum.ru